Утомление мышц быстрее наступает при статической работе

  • June 10, 2018
  • admin
0049

Оракул

(90187)

Утомление при статической и динамической работе
Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы. Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения.
Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц). Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы).
Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы).

Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха. Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса. В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.

Во вселенной больше звёзд, чем песчинок на всех пляжах Земли.

Цель: познакомить с условиями, необходимыми для функционирования мышц; раскрыть условия повышения работоспособности мышц.

Оборудование: таблица «Скелетные мышцы», презентация " Работа скелетных мышц и их регуляция ", учебник: Биология. Человек. 8 класс.

 /Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.
  2. Биологический диктант (Приложение № 1).
  3. Изучение нового материала.

1.   Проблемная ситуация: Объяснить, почему, когда маленький ребенок учится ходить, он шатается, балансирует руками, падает. Чем объясняется такая неточность движений?

(Подчеркивается сложность ходьбы, при которой необходима согласованная работа множества мышц. )

2.   Учителем объявляется тема урока и четко формулируется цель урока.

3. Рассказ учителя о двигательной единице.

(Слайд № 2)

4. Проблемная ситуация: Почему при регулярных тренировках сначала мышцы увеличиваются в размерах быстро, а потом их рост замедляется?

(Слайд № 3)

Рассказ учителя о тренировочном эффекте.

5. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Каков источник, расходуемый на нее? (Беседа).

6. Недостаток подвижности – гиподинамия и ее последствия. (Рассказ учителя с элементами беседы).

(Слайд № 4)

(Слайд № 5)

(Слайд № 6)

7. Регуляция работы мышц - антагонистов. (Рассказ с элементами беседы).

(Слайд № 7)

8. Проблемная ситуация: Кто устанет быстрее – человек, который держит гантели в вытянутых руках или человек, который с этими гантелями делает упражнения?

Обучающиеся дают ответы и формулируется вывод о том, почему это происходит именно так:

 - во втором случае утомление наступает медленнее, так как, мышцы сгибатели и разгибатели сокращаются попеременно и успевают отдохнуть (динамическая работа);

(Слайд № 8)

 - в первом случае утомление наступает быстрее, так как напряжены и мышцы сгибатели и мышцы разгибатели (статическая работа);

(Слайд № 9)

9. Утомление при статической работе. Лабораторная работа (стр. 72).

10. Запись в тетради: Временное снижение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы, называется утомлением. Утомление развивается быстрее, чем чаще ритм сокращений и чем больше нагрузка.

(Слайд № 10)

11. Вывод: Для достижения высокой производительности физической работы важны: средний ритм рабочих движений и средняя нагрузка на мышцы. Во всех случаях полезен активный отдых.

(Слайд № 11)

IV.    Закрепление знаний:

 - Фронтальная беседа, решение проблемной ситуации: Два человека поспорили, как лучше нести груз – попеременно без отдыха правой и левой рукой или нести груз в одной руке, потом отдыхать и снова нести его той же рукой?

(При чередовании работы правой и левой руки скорее снимается утомление, чем при чередовании работы и отдыха одной и той же руки. )

V. Подведение итогов. Д/з: п 14.

Приложение № 1

Биологический диктант

  1. Кости черепа соединены ……
  2. Сустав сверху покрыт……. .
  3. Суставная жидкость уменьшает……
  4. Череп состоит из двух отделов:……
  5. Парные височные кости входят в отдел черепа, который называется…
  6. Лобная кость входит в отдел черепа, который называется…
  7. Грудная клетка состоит из…. .
  8. Ключицы и лопатки образуют….
  9. Предплечье состоит из двух костей:…. .
  10. Тазовые кости образуют….
  11. Голень состоит из двух костей:….
  12. Скелетные мышцы образованы тканью….
  13. Внутри мышечных волокон проходят….
  14. Мышечные волокна собраны в ….
  15. Сверху мышца покрыта….
  16. Мышцы делятся на две группы по выполняемым функциям:…. .
  17. В сгибании верхней конечности участвует…. .
  18. В разгибании верхней конечности участвует…. .
  19. Если импульсы к мышцам идут от спинного мозга, то движения совершаются….
  20. Если импульсы к мышцам идут от головного мозга, то движения совершаются….

Ответы – смотрите документ.

Докажите, что если у параллелограмма все углы равны, то он является прямоугольником

  • так как сумма углов выпуклого четырехугольника 360 градусов, то найдем одни угол. он равен 360/4=90.значит это прямоугольник(по определению)




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Previous: Как вылечить гайморит антибиотики
Next post: Лечение фарингита у детей в домашних